Фрагмент истории храма Спаса на крови

Всем известны замечательные архитектурные ансамбли Петербурга, но не все знают, какие проекты реконструкции центра города выдвигались совсем недавно.

Поэтому – немного истории.

Во второй половине XX века совершенно серьезно предлагалось привести вид Невского проспекта в соответствие с первоначальным замыслом. Авторы проекта предлагали убрать здания, явно нарушающие целостность архитектурного ансамбля.  В число этих «нарушителей» попали здание дома Зингера, построенное в 1904 году и дом братьев Елисеевых,  1903 года постройки.

Дом книги
Дом компании Зингер
Дом Елисеевых
Дом Елисеевых

Необходимость сноса мотивировалась тем, что здания в стиле модерн  не соответствуют строгости классицизма, основного стиля  застройки проспекта.

И параллельно с этим очень горячие споры велись вокруг здания храма «Спаса-на-крови» - храма Светлого Воскресения Христова.  Это уникальное сооружение,  над созданием которого много лет работали лучшие художники, не раз  бывало на краю гибели. В 1934 году  было подписано разрешение на снос храма. В 1941 году его должны были снести, но война, унесшая столько жизней  и принесшая неисчислимые  бедствия, оказалась спасением для храма, взрывники были отправлены на фронт. В шатер храма попал снаряд, но не разорвался. Только в 1961 году этот снаряд  был вынесен на руках и обезврежен саперами.

При обсуждении возможной реконструкции Невского проспекта авторы опять подняли вопрос о несоответствии псевдорусского стиля храма строгости окружающих его ансамблей. Это здание долгие годы считалось «не представляющим художественной ценности», и нарушающим вид центра города, так как оно хорошо просматривается, особенно с Невского проспекта.

Вид с Невского проспекта
Вид на храм с Невского проспекта

А в 1968 году храм передали музею «Исаакиевский собор». Реставрировали его с 1974 по 1997 год, и теперь он открыт для посещения.

К слову, был и еще один вариант реконструкции. Предлагали сделать все витрины магазинов на Невском в одном стиле, чтобы они составили единое целое на всем протяжении проспекта.

Лет 40 назад   гордые и уверенные в себе экскурсоводы из Эрмитажа, проводя группу мимо решетки Михайловского сада около храма Спаса-на-крови,  часто презрительно говорили, что эта решетка – эклектика, ценности не представляющая, вот решетка Летнего сада, это – величайшее произведение искусства.

Ворота
Врата и столбы с изразцами

Фрагмент ограды
Фрагмент ограды Михайловского сада

А мне кажется, что эта кованая чугунная решетка очень гармонично вписывается в общий облик этого места.

И сам храм, возведение которого связано с одним из мрачных эпизодов российской истории, и эта решетка, они как внезапный веселый праздник среди строгого города.

Некоторые фрагменты храма-сказки.

Храм
Храм Спаса на крови
Первый фрагмент
Фрагмент 1

маковки
Купола -1
2.маковки
Купола - 2

фрагмент -2
Фрагмент -2
фрагмент 3
Фрагмент -3

Говорят, что интерьеры храма еще интереснее.  К моменту открытия храма в 1907 году около 7000 квадратных метров мозаичного покрытия украшало его внутри. Кроме этого при отделке интерьера использовались уральские и сибирские самоцветы, итальянский разноцветный мрамор, лабрадор, лазурит, яшма, агат, горный хрусталь, ляпис-лазурь.

Будем надеяться, что не найдется больше желающих оставить город без этого чуда.

Вам понравилась статья? Расскажите друзьям.
Вы хотите со мной общаться?

Отзывов (10)

Отзывов (10) на «Фрагмент истории храма Спаса на крови»

  1. Мила, здравствуйте! Обожаю Ленинград! Именно Ленинград, потому что была там тогда, когда он еще так назывался. Когда-то посетить его было моей мечтой. И она СБЫЛАСЬ, совершенно неожиданным для меня образом!
    Спасибо, что провели меня по этому русскому Парижу еще раз.

  2. […] В марте 1881 года рядом с Михайловским садом на набережной Екатерининского канала был смертельно ранен император Александр II. В память об этом событии здесь построили  собор Воскресения Христова, или как он обычно называется – «Спас-на-крови». […]

  3. Дарья пишет:

    Была в Санкт-Петербурге и Храм Спаса на крови видела издалека. Надеюсь, что в следующее посещение города удастся заглянуть внутрь.

  4. сергей пишет:

    Какая красота, проектирование новых сооружение ,безусловно, не должно нарушать вековые ансамбли,помним историю.

    • admin пишет:

      Да, но вот интересно. Я обеими руками за сохранение ансамблей. Болезненно переношу внедрение “стекляшек” и “монстров” в уже сложившийся облик города. А центр Санкт-Петербурга, Невский проспект, не представляю себе без Спаса на крови, Дома Елисеевых и Дома книги. А многие видные архитекторы и их считали неуместными.

  5. Анна пишет:

    Очень люблю Питер! Любила его заочно, потом поступали с дочей и тогда наконец своими глазами увидела этот чудный город!

  6. ксения пишет:

    Только сейчас обнаружила Вашу статью.
    Я Вас насмешу. Елисеевский и Дом книги для меня в Невский вписываются органично. А вот Храм Спаса-на крови я воспринимала только в переспективе, а при близком рассмотрении мне хотелось отправить его в Москву !
    Решётку с розами в то же время очень люблю. Хотя, конечно, шедевр – это решётка Летнего сада. Работа в ЛенНиип градостроительства, видно, не прошла даром!

    • Мила пишет:

      Конечно, решетка Летнего сада – это классика. Но каждая их этих решеток хороша на своем месте. Представьте, если их поменять местами, как это было бы обидно.

Ваш отзыв